Сахалинский филиал ФГБУ "Главрыбвод"

На Фирсовке

На днях нам довелось побывать на знаменитой реке Фирсовке.  В последнее время ходит много разговоров об особой охране на этой реке. Хотелось убедиться, на самом ли деле все так замечательно, или это все досужие разговоры.

Сначала заехали на устье реки, там стоит вагончик охраны и площадка для установки РУЗа. Но никакого РУЗа не было, перегорожена только старица со стоячей водой, куда точно не надо пропускать ни хвоста. Из моря в устье заходит горбуша, средняя интенсивность хода – до 10 штук в минуту. Река от устья до 10 км вверх по течению является тем самым РПУ — рыбопромысловым участком, против которого некоторые так рьяно протестуют. Любительская рыбалка на участке разрешена, но только с разрешения владельца.

Охранники непрерывно курсируют вверх и вниз по реке, к ним постоянно закреплен инспектор рыбоохраны. Самое интересное, что начинают охранять с начала хода симы и заканчивают после окончания хода кеты. Не удалось выяснить, во сколько обходится такая охрана, но явно не меньше миллиона рублей в месяц. Результаты мы увидели воочию – река похожа на заповедную.

Мы начали маршрут от водозабора, прошли несколько километров до впадения Корицы и немного выше по основному руслу. По руслу Корицы недавно поднималась охрана, ребята рассказали, что везде заполнение равномерное. Нигде нет ни одного следа браконьерства, да и просто человеческих следов не так много, только медвежьи. Кстати, охотоведы утверждают, что в бассейне реки кормятся около сотни медведей, но сейчас они ушли вверх по течению, вслед за рыбой.

Река очень красивая, особенно скалы Мария и Плакучка.  Первое, что поразило – громадное количество сеголетков красноперки на мелководьях. Как известно, в наших реках водятся три вида этой замечательной рыбы, единственной анадромной из семейства карповых.  Они нерестятся по очереди, один вид за другим, и косяки  мальков на одних и тех же мелких участках держатся все лето.  Почти все другие виды рыб тоже на ранних стадиях используют для нагула подобные места, здесь им легче избежать хищников.

А вот горбуша большей частью выбирает места поглубже, перекаты и пороги преодолевает с разбегу. Видно, что по всей реке она активно движется вверх по течению, хотя среди недавно зашедших косяков большинство особей выглядят еще серебрянками. Гибели совсем немного – до развилки насчитали чуть больше 50 штук. И содержание кислорода по всему протяжению реки на удивление высокое, хотя температура воды достигает 22 градуса.

По нашим расчетам, общее число горбуши в реке еще не достигло принятой нормы, немного больше 50%. Беспокоит половой состав заходящего стада – преобладают самцы, хотя река заполняется уже давно. Вероятней всего, эта рыба уже последней, осенней охотоморской группировки. Информация со ставных неводов в море говорит о том, что суточные уловы не очень высокие.

Суммируя все это, вместе с опытнейшим директором завода Александром Петровичем Бородулиным приходим к выводу – надо продолжать заполнять реку производителями без регулирования. По метеопрогнозу через два дня обещают сильный дождь, и нет никакого смысла устанавливать РУЗ с изъятием. У рыбоводов есть собственный график заполнения реки производителями, следует его соблюдать.

Но реки Долинского района в этом году заполняются очень неравномерно, некоторые уже переполнены и их заполнение необходимо регулировать. Конечно, лучше, чтобы это делали не браконьеры, а рыбаки. И всякие глупости, которыми заполнены форумы в интернете, ни при чем – единственным основанием изъятия излишков горбуши из реки является регулирование с целью оптимального заполнения нерестилищ, но не с целью получения выгоды. А излишки на Фирсовке будут всегда, потому что охрана позволяет рыбе спокойно нереститься, да и рыбоводный завод добавляет солидную лепту. Здесь мы видим, какие результаты дает надежная охрана и разумное управление.

rf2 rf1

 

 

 

 

 

 
rf8 rf7

 

 

 

 

 

 
rf6 rf4